- Прелюдия
-
ПРЕЛЮ́ДИЯ, прелюд (ср.-век. лат praeludium от praeludo — играю предварительно, на пробу; франц. prélude, итал. preludio, англ. prelude, нем. Praludium, Vorspiel) — жанр инстр. музыки, связ. с традициями исполнит. импровизации и представлявший собой в 15—16 вв. свободное инстр. (клавирное, органное или лютневое) вступление к катол. или протестант. хоралу, мотету, мадригалу и т. д., подготавливающее тональность последующей композиции и создающее контраст ее структурной оформленности. Генетич. память жанра сохраняется и в П. эпохи барокко, к-рыми открываются дву- и многочастные циклы (П. и фуга, сюита), хотя оппозиция бесструктурности — структурности реализуется здесь в условиях полной письм. фиксации муз. текста и воплощается через разл. типы фактурной орг-ции материала (напр., гомофонная или фигурационная П. и полифонич. фуга). Новый этап в истории жанра связан с эпохой романтизма, открывшего эстетич. ценность фрагмента как способа запечатлеть неповторимое эмоц. переживание. В этих условиях П. становится одним из центр. жанров малых форм, на основе к-рого создаются циклич. композиции с полным охватом тонального круга, — полнота эмоц. космоса воплощается в полноте космоса тонального (фп. циклы П. Ф. Шопена, К. Дебюсси, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича и др.). В творчестве композиторов 20 в. реанимируется вся историч. типология жанровых функций: П. трактуется и как вступление, и как самостоят. пьеса, и как развернутая композиция.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.